Новгородская Поморская старообрядческая община |
Все фото нач. 2000-х гг. автор Безгодов А.А.. Комплекс храмов бывшего Богородицкого Михалицкого монастыря на молотковской улице. Храм Рожества Пресвятой Богородицы 1379 г. и трапезная с храмом св. Михаила Малеина 1555-1557 г. Оба храма принадлежат общине. Службы идут в храме Рожества Пр. Богородицы Краткий очерк истории Новгородской Поморской старообрядческой общины Великий Новгород издревле являлся хранителем русской святыни и христианского благочестия. Первая христианская община существовала здесь еще до официального крещения новгородцев, которое произошло в 989 г. После торжества Христовой веры Новгород стал оплотом православия и источником христианского просвещения для диких народов соседних северных и северо-западных земель. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы и монастыри, сонм святых, просиявших на обширных территориях Новгородской республики от западных рубежей до Поморья и Северного Урала. В плачевные годы никоновского раскола русской церкви и отпадения от истинной веры большей части церковных служителей и мирян, Новгород вновь явил свою стойкость древлеотеческим преданиям. Сама реформа Никона пришла сюда с некоторым опозданием – новгородский митрополит Макарий втайне был настроен против новшеств и вплоть до своей кончины в 1663 г. снисходительно смотрел на то, что богослужения в его епархии продолжали проводиться по старым книгам. Однако, когда на Новгородскую кафедру взошел лютый гонитель христианства, митрополит Питирим, ситуация сильно поменялась. Он и его преемники на митрополичьем престоле – Иоаким, Корнилий и Иов – всеми силами старались доказать свою верность никонианскому расколу, насаждая реформированные порядки службы в своей епархии и участвуя в расправе со всеми несогласными. Среди видных деятелей сопротивления новшествам, подвизавшихся в Новгороде и прилежащих к нему землях, был псковский протопоп Варлаам. В 70-х гг. XVII в. он основал в Крестецких лесах пустынь, откуда часто приходил в сам Новгород, где утверждал христиан стойко переносить испытания за веру. Во время одного из таких посещений он был схвачен и казнен в 1685 г. Также своей проповедью старой веры в Новгороде прославился пострадавший в те же годы великолукский купец Иоанн. «Простец» Тимофей укреплял христиан в Хутыни и окрестностях. За преданность древлеправославной вере в Новгороде был казнен инок Григорий, который был казначеем Антониева монастыря. Так же в это время руководителем новгородских староверов был Харитон Карпов. Крупнейшим деятелем Новгородской общины в конце 17 в. был дьячок Крестецкого Яма (ныне – поселок Крестцы) Феодосий Васильев. Под его началом в 1692 и 94 годах состоялись два Новгородских староверческих собора, которые окончательно признали патриаршую церковь отпавшей в ересь и провозгласили основы существования христиан в последние времена. На соборах объявлялось, что наступили последние времена мира, священство и жертва (причастие) в видимой форме перестали существовать, а необходимые таинства крещения и покаяния могут совершать избранные миряне-наставники. Именно этих постановлений Новгородских соборов в дальнейшем продолжали придерживаться староверы всей Новгородской губернии, по-разному относясь лишь к вопросу возможности заключения браков, которую Феодосий и его ученики отрицали. В дальнейшем, спасаясь от гонений никониан, Феодосий ушел вместе со значительной частью своих последователей в Польско-Литовские земли, где основал общежительство. Там он также сохранял тесные связи с Новгородской общиной, и во время одного из своих приездов был схвачен в Новгороде и замучен в 1711 г. В Новгороде же за проповедь древлего благочестия был схвачен и провел в заточении более четырех лет (1713 – 1717) великий поборник старой веры, будущий киновиарх Выговской пустыни Симеон Денисов. Находясь в казематах архиерейского приказа, он принимал посетителей, беседуя с ними об истинной вере, укрепляя в ней тайных благодетелей-христиан и полемизируя с ее противниками, в том числе с известными братьями Лихудами. Несмотря на гонения, описываемое столетие являлось временем расцвета Новгородской общины древлеправославных христиан. По словам современников, в начале 18 в. в самом Новгороде «едва ли не одна десятая часть населения» являлась никонианами, остальные же исповедовали древлее благочестие. Для борьбы со староверами в 1721 – 24 гг. в Новгород был отправлен из столицы поручик Иван Коптелов, отметивший большое количество тайных староверов в самом Новгороде и его ближайших окрестностях. Однако, многочисленные притеснения сделали свое дело – к началу 19 в. сам Новгород потерял свое значение крупного духовного центра староверия. Особенное значение в это время приобретают Крестецкая и Старорусская христианские общины. Также развивается староверие в Новгородском уезде. Ближайшие к Новгороду крупные общины древлеправославных христиан в это время продолжали существовать в деревнях Мшажке (ныне – Мшага) и Ям-Бронницы на тракте Санкт-Петербург – Москва, Бор на р. Волхов и Ям-Мшага на р. Шелони. Несмотря на то, что теперь Новгородская община по численности и авторитету уступала своим соседям, в ней продолжала существовать непрерывная общинная жизнь. В начале 19 в. староверие Новгорода насчитывало чуть более 60 открытых приверженцев, часть которых проживала на территории нынешнего микрорайона Колмово. Среди попечителей новгородских христиан была дворянка Марфа Мартыновна «госпожа» Цыганкова. Моленная в это время располагалась в доме мещанина Кодрата Васильева Рассказова, который являлся наставником новгородцев. Однако, судя по всему, численность староверов, официально отмечавшаяся в Новгороде в это время властями, была далеко не точная. Большое количество тайных староверов в губернском центре дало возможность знаменитому графу А. А. Аракчееву – насадителю военных поселений – утверждать, что в 1824 г. в Новгороде в больших количествах располагались «гнезда оных раскольников», которые поддерживали связь со староверами других общин Новгородской губернии. К середине 19 в. новгородская община, согласно официальным сведениям, насчитывала уже 104 человека, причем большая их часть признавала браки. Среди новгородских христиан были в том числе купцы 2-й и 3-й гильдии, ямщики и мещане. Одним из попечителей общины был новгородский купец Василий Долгополов, в доме которого проживали инокини разоренного властями в 1853 г. Борского скита. Из новгородских мещан происходила инокиня Татьяна Тимофеева, проживавшая при моленной в с. Ям-Мшага. К сожалению, о деятельности Новгородской общины во второй половине 19 – начале 20 вв. сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что некоторое количество староверов по-прежнему продолжало проживать в губернском центре. От начала 20 в. до нас дошли сведения о староверах, живших в приходах ц. Власия на Власьевской улице, ц. Михаила Архангела на Прусской улице и ц. Тихвинской Божьей Матери на улице Тихвинской. Можно предположить, что и в это время часть новгородских христиан продолжала совместно собираться на молитву. Потрясения 20 в., гонения на веру, война и прочие бурные события не могли способствовать развитию общинной жизни в Новгороде. Однако, именно в это время на вновь построенные заводы и предприятия начинает приезжать молодежь из деревень области, среди которых, конечно, было и много людей, крещенных в старой вере. В начале 1980-х гг. христиане-староверы, сохранившие верность благочестию предков, начинают устанавливать связи друг с другом, собираться на совместную молитву, в основном, панихиды и праздничные службы. Исповедь в Великом посту приезжали проводить христиане как из Крестец, так и из Волотовского района. Среди наиболее активных деятелей этого общества можно назвать Марфу Ивановну Богданову, Александру Петровну Медведеву, будущего председателя возрожденной новгородской общины Лидию Афанасьевну Михееву. В 1984 г. для проведения исповеди и служб был приглашен Анатолий Федорович Степанов, который был родом из Маловишерского района, а проживал в Выборге. В Новгороде он стал исполнять обязанности наставника. С 1988 г. начинаются хлопоты по регистрации Новгородской общины. Л. А. Михеевой было написано письмо в Высший старообрядческий совет в Вильнюс с просьбой помочь в организации общины. Оказала поддержку и Невская старообрядческая поморская община Санкт-Петербурга. После этого начались необходимые хождения по инстанциям, в которых помогали активные члены общины Анна Васильевна Калинина, Валентина Афанасьевна Ефремова и др. Несмотря на негативное отношение к инициативе новгородских христиан со стороны тогдашних властей, после телеграммы в Правительство процесс регистрации общины был ускорен. Официально возрожденная Новгородская община древлеправославных христиан была зарегистрирована в 1989 г. В ведение общины был передан древний храм Рожества Богородицы на ул. Молотковской (Михалице) (14 в. постройки), который является одной из уцелевших построек Михалицкого монастыря, основанного в 12 в. (сказание о нем смотрите в приложении). Освящение храма после ремонта произошло в 1990 г. На храмовый праздник Рожества Богородицы собралось большое количество гостей, не только из Новгородской области, но и из Риги и Ленинграда. В дальнейшем Новгородской общине староверов-поморцев была предоставлена также соседняя ц. Михаила Малеина с трапезной (16 – 17 вв.). Таким образом, новгородские христиане заняли весь сохранившийся комплекс построек Михалицкого монастыря. Первоначально община насчитывала чуть менее 150 активных прихожан, но со временем разрослась благодаря распространению ее влияния на Новгородский и Крестецкий районы области. Первым настоятелем общины был зарегистрирован Анатолий Федорович Степанов, помогавший новгородским христианам и до официальной регистрации общины. Среди первого поколения клирошан следует особенно отметить, помимо уже упоминавшихся нами А. В. Калининой и В. А. Ефремовой, также Марью Федоровну Егорову, Марью Ефимовну Тимошину, Марью Михайловну Груничеву, Марфу Ивановну Богданову, Анну Артемьевну Бурдину и др. За 25 лет возрожденная Новгородская община древлеправославных христиан-поморцев прошла важный путь духовного становления. В настоящее время новгородские христиане не только поддерживают непрерывную нить совместного молитвенного общения, но и стремятся укрепить свои связи с другими древлеправославными обществами Северо-Запада. В частности, новгородские служители и прихожане помогают вновь зарегистрированной Крестецкой Поморской общине. Также новгородские христиане стремятся заявить о себе в общественной и культурной жизни Великого Новгорода. Надеемся, что с Божией помощью Новгородская Поморская община продолжит и далее нелегкое дело сохранения христианской веры и древлего благочестия, которое за тысячу с лишним лет своего водворения в этих землях явило миру таких подвижников, как преподобные Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Михаил Клопский и др. Быть достойными их памяти, а также памяти тех, кто отстаивал ценой собственной жизни право исповедовать веру предков во время жестоких никонианских гонений, призвано современное общество древлеправославных христиан Великого Новгорода. |