3 октября 2020 г. «КАЛУЖСКИЕ ХРАМЫ и ИКОНЫ». |
Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва) Боровского отделения РГО (Боровск) МУК «Музейно-выставочный центр (Боровск) 1. Боченковым В.В. Презентация новых книг по истории старообрядчества. 2. Курбацкий А.Н. Из истории церквей города Калуги. 3. Чернов М.А. Иконописное наследие Калужского края СПРАВКА: 1. Боченков Виктор Вячеславович, с 2004 по 2019 гг. был заведующим архивом Московской старообрядческой православной Митрополии. С декабря 2019 г. редактор историко-краеведческого приложения «Истоки» к газете «Калужские губернские ведомости». Чернов Михаил Алексеевич, заведующий отделом икон Музея истории и культуры старообрядчества, первый заместитель главного редактора, директор раздела икон журнала «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. Курбацкий Андрей Николаевич, историк, исследователь калужских храмов, прихожанин храма Знамения Пресвятой Богородицы (г. Калуга). ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ - выступил калужский исследователь старообрядчества В.В. Боченков. Он презентовал 2 книги: Геронтий (Лакомкин) епископ Петербургский и Тверской. - Тверь: Парадигма, 2020. - 700 с. В книгу включены статьи, проповеди, апологетические сочинения Терентия (Г.И. Лакомкина, 1872-1951), старообрядческого епископа Петроградского и Тверского (1911-1942), Ярославского и Костромского (1942 - 1951), написанные им на протяжении всей жизни, как в досоветский, так и в советский период. В первый раздел вошли его «Воспоминания». Во второй включены различные статьи, речи, воззвания, опубликованные в старообрядческой периодике при жизни, сначала в дореволюционных старообрядческих журналах, затем в старообрядческом церковном календаре. Третий раздел - неопубликованные сочинения, написанные по самому разному поводу в первые годы Советской власти и после Великой Отечественной войны. В четвертом разделе собраны апологетические работы. Последний раздел содержит материалы к биографии еп. Геронтия, ряд статей и документов, проливающих дополнительный свет на его деятельность. Книга предназначена для студентов, аспирантов, ученых, всех, кто интересуется историей православия, русской церкви, старообрядчества, историей русской общественно-политической и духовной мысли и литературы. «Дело Церкви не терпит никакой неправды»: Статьи и очерки по истории и культуре старообрядчества. - Тверь: Парадигма, 2020. - 632 с. Сборник статей и очерков историка и литературоведа В.В. Боченкова посвящен русскому старообрядчеству XIX-XX веков. В первый раздел с характерным названием «Русское общество и Церковь Христова. Попытка присмотреться» вошли статьи, по-священные тому пути, какой прошло старообрядчество в сознании русского общества, участию старообрядчества в значимых для страны событиях, в частности, войнах. Во второй раздел включены статьи, посвященные малоизученным аспектам, объединяемым общей темой «Старообрядчество и русская литература», а в третий - архивным поискам и открытиям. Книга предназначена для всех, кто интересуется историей православия, русской церкви, старообрядчества, историей русской общественно-политической и духовной мысли и литературы. ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ – выступил М.А. Чернов. Он рассказал о калужской иконописи 18-19 веков; Очень интересно было узнать об особенностях калужской иконописной школы, ее связи с ветковской иконописной школой. Поразил визуальный ряд: зрителям было представлено более 100 изображений калужских икон, как из храмов Калуги, Москвы, так и из частных коллекций. В заключении М.А. Чернов подарил в библиотеку «Музея истории и культуры старообрядчества» книга «Иконы. Радость познания». Книга издана на материале итальянских коллекционеров Светланы Риццо и Уго Риццо. Эта книга о замечательной коллекции памятников иконописи, медного литья и деревянной скульптуры, которую они собирали в течение долгих лет. Над книгой работала многолетняя команда по журналу «Антиквариат». В книге описано около 200 памятников. В первой части книги ‒ большая статья о коллекционировании икон в России, с начала 19 века и до наших дней; вторая часть посвящена собственно коллекции, даются описания наиболее интересных предметов. Третья часть ‒ альбом. В коллекции было много вещей абсолютно разного плана: народная икона, паломнические иконки, «подстаринные» образа, академическое письмо. Были также «старообрядческие новоделы», не говоря о интересных памятниках вологодского барокко, суровый Север, цветоносный Юг и многое- многое другое. ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ – выступил исследователь калужских храмов – А.Н. Курбацкий «Очерки истории церквей города Калуги. К 300-летию храма Знамения Пресвятой Богородицы, что на Зелени». (‒ Москва: Первая Образцовая типография, 2020. ‒ 776 с.: ил.). В презентации этой замечательной книги, наряду с автором, принял участия настоятель этого храма отец Иоанн (РПСЦ). На материале широкого круга архивных документов и опубликованных источников в книге воссоздана коллективная летопись всех калужских церквей за период с конца XVI по середину XVIII века. Вторая часть книги посвящена истории калужского храма Знамения Пре святой Богородицы и его прихода с середины XVII по конец XX столетия. Принадлежность храма Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) объясняет особое внимание автора к теме старообрядчества на Калужской земле, в том числе истории калужской Никольской старообрядческой общины в XX веке. Отдельная глава посвящена истории закрытия Знаменского храма и других калужских церквей в 1930-е годы. Авторское повествование дополняет подборка редких и архивных документов. В заключении А.Н. Курбатский подарил в библиотеку Боровской районной библиотеки свою книгу. В ходе работы выступающим были заданы вопросы, на которые они дали обстоятельные ответы. Было решено продолжить подобные встречи. О книге А.Н. Курбацкого из «Калужских губернских ведомостей»: Боченков В.В. Церковь «на Зелени» // КГВ. 2020. №38. С.28 Книга об истории храма, города и человеческих судьбах АО «Первая образцовая типография» (Москва) выпустило в свет книгу Андрея Курбацкого «Очерки истории церквей города Калуги». Она приурочена к 300-летию храма Знамения Пресвятой Богородицы, что «на Зелени». Этот круглый юбилей будет отмечаться в этом году осенью. Храм ныне располагается на улице Знаменской, бывшей Свердлова, и передан общине Русской православной старообрядческой церкви. Презентация книги состоялась 5 сентября в рамках возобновившего свою работу клуба краеведов «Губернский город К.» в городской библиотеке имени Гоголя. Погрузившись в изучение одного из калужских храмов, автор столкнулся с необходимостью дать вводную главу по истории города, калужских церквей вообще. В документах середины XVII века, например, Знаменский храм значился «на посаде за Старым острогом». Приход должен был ежегодно платить в патриаршую казну «окладную дань», как и все церкви, входившие в Патриаршую область (так называлась епархия под прямым управлением патриарха Московского и всея Руси). А что такое «посад» и «острог», где находился «Старый острог» и почему он назывался Старым? Что такое «окладная дань» и по какому принципу она взималась? В состав каких епархий входила Калуга на протяжении своей истории? Эти и многие другие вопросы требовали обстоятельных пояснений и комментариев, что неизбежно расширяло первоначальные узкие рамки исследования. Кроме того, знакомясь с архивными документами XVII века, автор посчитал невозможным проигнорировать информацию о других калужских церквях, которые были упомянуты или перечислены одновременно со Знаменской церковью. Поэтому было решено изучить историю не только Знаменской церкви, но и других. Так и возникла эта книга. Она состоит из двух частей. Первая посвящена истории калужских храмов с конца XIV по середину XVIII века, вторая — Знаменской церкви с середины XVII по конец XX столетия. И всё это на фоне и в контексте истории города. В итоге на материале широкого круга архивных документов и опубликованных источников удалось воссоздать коллективную летопись всех калужских церквей указанного периода, составить их перечень по состоянию на конец XVI века, последующие годы. Автор вернул из забвения имена многих замечательных калужан. Так, например, в книге приведена подробная биография потомка инициатора строительства каменной Знаменской церкви Козьмы Ланина - купца 1-й гильдии Федора Андреевича Ланина, переехавшего в 1828 году из Калуги в Смоленск и основавшего смоленскую ветвь купеческого рода Ланиных. Андрей Курбацкий составил биографии священников, членов причта, старост, служивших в Знаменском храме в XIX - начале XX века. Среди старост особо выделяется фигура видного общественного деятеля, исправника (то есть начальника полицейского управления) Калужского и Козельского уездов, члена Калужского отдела Императорского православного палестинского общества Н. Э. Мантейфеля, расстрелянного в Козельске по постановлению Козельской уездной ЧК в сентябре 1918 года. Пролить свет на обстоятельства трагической гибели этого человека позволили воспоминания его младшей дочери Марии, написанные к 50-летию Октябрьской революции для калужского партийного архива. В книге приводятся обширные выдержки из её воспоминаний, наполненных уникальными подробностями о мировоззренческой пропасти, разделявшей поколения одной семьи, о жизни Козельска в первый год советской власти. Документы архива УФСБ по Калужской области помогли установить судьбу последнего настоятеля Знаменской церкви (в советский период) священника Василия Баталина (1872-1938), а также биографии членов церковного совета храма В. Т. Курганова и Д. Д. Полторацкого, репрессированных в 1937 году. Большое внимание автор уделил приходской жизни и материальному положению прихода в XIX — начале XX вв. Отдельная глава посвящена истории закрытия Знаменского храма и других калужских церк-вей в 1930-е годы. На многочисленных примерах автор показывает методы, которые применяли центральные и местные власти для придания своим идеологическим решениям и насильственным действиям видимости социалистической законности. На основе документов Калужского облисполкома освещена полная драматизма история передачи Знаменского храма калужской старообрядческой общине в марте 1989 года. Принадлежность храма Русской православной старообрядческой церкви объясняет особое внимание, уделенное автором теме старообрядчества на Калужской земле. Обширные главы книги посвящены особенностям религиозной жизни города в первой половине XVIII века, когда большинство калужан оставались явными или тайными приверженцами старой веры, а также истории калужской старообрядческой общины в XX веке. Недавняя история храма тоже не осталась за порогом: Андрей Курбацкий подробно рассказывает о реставрации Знаменского храма в конце 1960-х - начале 1970-х годов силами Калужской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской (КСНРПМ), специалисты которой вернули храму первоначальный и наиболее достоверный облик. Отличительной особенностью нового краеведческого издания стала публикация редких и архивных документов, призванных проиллюстрировать и дополнить авторское повествование. Фотографии предоставлены А.В. Осиповой |