КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЦЕВ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ. Круглый стол. 28-29 июня 2017 г.

КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЦЕВ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ

Организаторы:
МУК «Музейно-выставочный центр» (Боровск)
ЧУК «Музей истории и культуры старообрядчества» (Боровск)
Боровское местное отделение КОО «Русское Географическое общество» (Боровск)


Участники круглого стола:
1. Алексеев Петр Петрович, директор, Институт Староверия Латвии.
2. Варунин Павел Григорьевич, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, председатель Общества культуры и развития староверов Эстонии и председатель Центра культуры староверов Эстонии, член Совета национальных меньшинств при президенте Эстонской Республики, резчик по дереву и издатель книг по староверам Эстонии.
3. Литвина Наталья Викторовна, археографическая лаборатория исторического факультета МГУ, г. Москва
4. Майоров Роман Александрович, к.и.н., сотрудник Государственного Исторического музея (отдел «Палаты бояр Романовых»), исследователь старообрядчества (г. Москва)
5. Михайлина Екатерина, исследователь старообрядчества (Москва)
6. Осипов Виктор Иванович, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
7. Ровнова Ольга Геннадиевна, к.ф.н., Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, г. Москва.
8. Сморгунова Елена Михайловна, к.филологических н., преподаватель древних языков и Библейской археологии, профессор (г. Москва).
9. Чернов Михаил Алексеевич, заведующий отделом икон Музея истории и культуры старообрядчества, первый заместитель главного редактора, директор раздела икон журнала «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования»

Место проведения: Центр Д. Жукова по адресу: Боровск, пл. Ленина, 42.

Программа

28 июня (среда)
14.00 – Встреча с автором выставки П.Г. Варуниным «Современный старообрядческий лубок».
Варунин Павел Григорьевич, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, председатель Общества культуры и развития староверов Эстонии и председатель Центра культуры староверов Эстонии, член Совета национальных меньшинств при президенте Эстонской Республики, резчик по дереву и издатель книг по староверам Эстонии.
Ровнова Ольга Геннадиевна, к.ф.н., Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, г. Москва.
«Старообрядцы Эстонии: прошлое и настоящее».


29 июня (четверг)
10.00-18.00 – Продолжение работы круглого стола (сообщения: Р.А. Майорова, Н.В. Литвиной Н.А., М.А. Чернова, О.Г. Ровновой и др.)

Участники Круглого стола


Осипова А.В.
Современный старообрядческий лубок: теперь и в России.


Весь июнь 2017 г. Культурный центр имени Д. Жукова в городе Боровске встречал посетителей необычной выставкой – «Современный старообрядческий лубок». Автор выставки – П.Г. Варунин – председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, художник, резчик по дереву и издатель книг о староверах Эстонии. Благодаря его творческой и активной деятельности в Тартусском университете развернулось движение по изучению и сохранению культуры старообрядцев Эстонии.

Для многих наших современников лубок – это явление из прошлого, живущее только в истории русской художественной культуры. Поэтому современный старообрядческий лубок вызывает неизменный интерес. Если в традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и нравоучительные сюжеты, то в лубке П.Г. Варунина появляются новые темы: картинки религиозно-исторического содержания, фольклорно-этнографические лубки, иллюстрирующие быт, поверья, песни, пословицы и поговорки староверов Причудья. Выставка «Современный старообрядческий лубок» прошла во многих городах Латвии и Эстонии. В России это первая выставка Павла Григорьевича. Поэтому замечательным событием стал круглый стол «Культура старообрядцев и ее сохранение», проходивший 28-29 июня. Участие в нем автора выставки П.Г. Варунина, рассказавшего о старообрядцах Эстонии, их истории и современной жизни, привлекло много слушателей.

Автор лубка представил изданные им книги и календари. Надо сказать, что каждое издание – это настоящее произведение искусства. Здесь и книги, посвященные языку, фольклору и книжности староверов Эстонии, книга о кухне, сборники песен и духовных стихов. Особенно интересны учебные книги для детей: «Родное слово» и «Лесенка добродетели», яркие и оригинальные иллюстрации-лубки привлекают внимание юных читателей и заставляют снова и снова перелистывать «учебники». Еще несколько книг, автором которых является Павел Григорьевич, сказки о Ряпуше и «взбылишные байки», основанные на причудском фольклоре, его мифах и преданиях. Рыбка Ряпуша стала своеобразным символом Причудья, это одновременно и мифологический и реальный персонаж: некогда ряпушка водилась в Чудском озере повсеместно, а сейчас стала гастрономической редкостью на столах местных жителей. Сам же персонаж сказок – Ряпушка, обладает всеми атрибутами жителя Причудья – передвигается на велосипеде и носит синий картуз. Рассказы из этих книг – «чешуйки» – это повествование об обычаях и культуре староверов этого региона. Особую красочность языку сказки придает использование в тексте диалекта, который расшифровывается в конце каждой главы.



П.Г. Варунин не забыл представить музыкальные диски – работу по сохранению музыкальной культуры староверов Причудья. Песни и духовные стихи были не только зафиксированы, но и приобрели новое звучание в совместном проекте ансамбля Нарвского музея «Супрядки» и эстонской рок-группы «AveNue».
На круглом столе были затронуты и другие темы, посвященные истории и культуре старообрядчества, а также представлены новые издания.

Ирина Аркадьевна Жукова представила переиздание книги Дмитрия Анатольевича Жукова «Огнепальный», включающая две повести: историческую повесть о протопопе Аввакуме и археографическую о Владимире Ивановиче Малышеве.

Виктор Иванович Осипов рассказал о новом путеводителе по городу Боровску, проиллюстрированный боровским художником Вячеславом Алексеевичем Черниковым.

Михаил Алексеевич Чернов рассказал о вновь вышедшем, но уже успевшем стать библиографической редкостью, каталоге икон Ветки и Стародубья из собрания Светланы и Уго Риццо.

После знакомства участников Круглого стола и приглашенных боровчан с выставкой П.Г. Варунин и О.Г. Ровнова освятили тему: «Старообрядцы Эстонии: прошлое и настоящее».




29 июля с интересными докладами выступили несколько участников круглого стола.


Роман Александрович Майоров (Москва) познакомил слушателей с историей и современной жизнью белокриницких старообрядцев Латвии.

О комплексной экспедиции на Енисей к часовенным Тувы рассказал один из ее участников Михаил Алексеевич Чернов (Москва). Увлекательное повествование сопровождалось уникальными фотографиями.


Доклад Натальи Викторовны Литвиной (Москва) был посвящен археографической экспедиции на Дальний Восток и изучению архива старообрядческой общины Приморья. Встреча позволила слушателям получить ответы на интересующие их вопросы, а во время экскурсии по Боровску участники круглого стола продолжили общение, делились научными планами и открытиями.





СООБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА.

Р.А. Майоров, канд. ист. наук, сотрудник Государственного Исторического музея (отдел «Палаты бояр Романовых») сделал сообщение на тему «Община во имя священномученика и исповедника Аввакума в г. Екабпилс (Латвия) в контексте истории старообрядцев - поповцев в странах Балтии».
В начале выступления автор коснулся истории старообрядческих священников, служивших в Прибалтике в первой половине ХХ века – о. Афанасия Милованова, о. Дорофея Ранцева и о. Кирилла Иванова. Особое внимание было уделено общине о. Кирилла Иванова, окормлявшего старообрядцев Литвы и Латвии в годы Второй Мировой войны. Автор много общался с прихожанами о. Кирилла и их детьми, которые ныне являются прихожанами храма свщмч. и исп.Аввакума в г.Екабпилс (Латвия). После войны староверы- поповцы продолжали существовать на территории Прибалтики, но со смертью о. Дорофея Ранцева были вынуждены обращаться к священникам, проживающим за пределами Прибалтийских республик.
На сегодняшний день главным центром поповцев белокриницкого согласия в странах Балтии является храм во имя священномученика и исповедника Аввакума в г. Екабпилс (Латвия). Екабпилс город на Даугаве с очень интересной историей. Расположен он примерно в 140 км от Риги и 90 км до Даугавпилса. На Даугаве после раскола возникло поселение русских староверов, бежавших от преследований патриарха Никона и его последователей. Их поселение напротив замка Кройцбург было известно как Гельмгольфская слобода. С 1670 года оно стало называться Якобштадтом в честь давшего ему городские права Якоба Кеттлера, герцога Курляндского и Земгальского (одного из самых ярких правителей Курляндии). По одной из версий в одном из селений около Якобштадта родилась в 1683 году Марта Скавронская – в будущем императрица Екатерина I. В 1962 году Екабпилс и Крустпилс (бывшие Якобштадт и Кройцбург) объединились в один город. Старообрядцы, проживают в Екабпилсе и его окрестностях со времен раскола. Начало регулярных служб в нынешней Покровской беспоповской моленной датируется 1889 годом. Известно, что в среде староверов стран Балтии не раз возникали мысли о необходимости восстановления священства, однако долгое время этот вопрос оставался нерешенным. Такие мысли посещали и наставника поморской общины Екабпилса Василия Волкова. Во время одного из своих европейских визитов Екабпилс посетил архиепископ Американо - Канадо - Австралийский Белокриницкой Митрополии Софроний и были установлены контакты екабпилсских староверов с Белокриницкой Митрополией. В 2006 году отец Василий впервые посетил США, где прининял сан диакона, а затем священника (на Крестопоклонной неделе 2006 года). В помощь молодому священнику был поставлен во чтецы прихожанин екабпилской общины Вадим Лукашев, нынешний бессменный уставщик храма. Во время одного из своих визитов в Прибалтику архиепископ Софроний в ноябре 2010 года поставил в свещеносцы к храму Никиту Цветкова (Екабпилс/Рига) и Романа Майорова (Москва). Дабы не создавать конфликта, сторонники отца Василия ушли из старого храма и начали молиться в отдельном доме. На сегодняшней день общине принадлежит здание храма свщмч. и исп. Аввакума на улице Яна Акуратера (Jāņa Akuratera iela), перестроенное из жилого дома. При храме строится колокольня. Первоначально община подчинялась Американо- Канадо - Австралийской старообрядческой архиепископии, однако решением Освященного Собора 2012 года было определено, что Свято-Аввакумовский приход является резиденцией отдельной Прибалтийской Епархии, а настоятель прихода священноиерей Василий (Волков) – официальный представитель Прибалтийской Епархии Белокриницкой Митрополии. Архипастырское окормление Прибалтийской епархии возложено на архиепископа Софрония. На сегодняшний день община свщмч. Аввакума имеет официальную регистрацию. На праздники в храм приезжают не только старообрядцы из разных уголков Латвии, но и прихожане из Литвы (Вильнюс, Шауляй, Клайпеда). При храме действует Балтийское общество священномученика и исповедника Аввакума.
15 декабря 2016 года на праздник свщмч. и исп.Аввакума отменила свое десятилетие. На праздник собрались многочисленные гости из Латвии, Литвы и России. Были получены многочисленные поздравления от организаций и ученых из России и Польши.

Н.В. Литвина, сотрудник археографической лаборатории исторического факультета МГУ, г. Москва сделала сообщение о архиве Аввакумовского братства (Приморский край).
Старообрядческие общины белокриницкого согласия Приморского края с 1999 года входят в состав Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. И хотя история белокриницкого старообрядчества в крае насчитывает уже более 100 лет, современная жизнь Приморских приходов РПСЦначалаактивно возрождаться только в середине 1990-х гг. Сложную, насыщенную историюобщин последнего двадцатилетия отражают разнообразные ресурсы сети Интернет: старообрядческие форумы, отдельные блоги и заметки с длинными вереницами комментариев в том числе и в социальных сетях. Этот материал очень субъективный противоречивый, фактическую информацию из него выделить трудно, к тому же жанр интернет-диспута самый уязвимый и недолговечный с точки зрения сохранности в электронном пространстве.
Архив «Аввакумовского братства» или «Дальневостояной епархии» (на сегодня название его еще не устоялось) – пример целенаправленного сбора материалов, характеризующих и документирующих современную историю белокриницкого старообрядчества края и прилегающих территорий. Создание архива было в 1997 г. санкционировано владыкой Силуяном. В конце 1990-х гг. приморские старообрядцы активно обсуждали и протоколировали все насущные проблемы на Советах мирян, учились, много читали, вели обширную переписку и начинали издательскую деятельность. Затем единое белокриницкое старообрядческое общество пережило несколько раздоров, которые сопровождались определением и уточнением принципиальных позиций, точек расхождения и единомыслия с братьями по вере. Все события так или иначе отражались в документах, которые сегодня входят в состав архива. Не смотря на то, что архив создавался усилиями нескольких активных прихожан общин г. Большой Камень, п. Шкотово, п. Врангель и других, – сформировано,сохраненои продолжает комплектоватьсяэто документальное собрание по инициативе одного человека – протоиерея Елисея Елисеева.
Отец Елисей совместно с историком и исследователем старообрядчества Иваном Леонидовичем Шевниным были инициаторами большой многолетней работы по систематизации архива с привлечением специалистов-архивистов из Хабаровска и Москвы. Работа была начата в 2012 году сотрудниками Бизнес-архива (Хабаровск), которые разобрали «ранние» документы конца 1980-х – начала 1990-х гг., содержащие материалы социально-культурной деятельности будущих членов Аввакумовского братства (до их перехода в старообрядчество). Объем работы можно приблизительно оценить в 1,5 метра документальной россыпи. Было сформировано 8 фондов. Затем с 2013 г. к разбору коробок с документами и фондообразованию подключились сотрудники Архива РАН (г. Москва) – руководитель Центра комплектования документов Е.В. Косырева, н.с. Группы комплектования личных фондов Т.Н. Лаптева и с.н.с. Группы информационных технологий Н.В. Литвина. В результате было разобрано более 15 метров россыпи по 32 фондам и 64 описям.
«Когда впервые собирались в Приморье разбирать архив, им было известно, что они едут в мужское общежительство старообрядцев белокриницкого согласия. И еще – от церкви, рядом с которой будут жить, до бухты (это ж Тихий океан!) – полчаса пешком через бывшее вертолетное поле. Добирались автобусами из Владивостокского аэропорта в Суходол извилистыми дорогами по краю Уссурийского залива через город Большой Камень. На исходе бессонных суток пугали хабаровские разговоры: «у них в Суходоле магазина уже пару лет нет», «мыться там негде –душ прошлым летом сломали», «а где они вас поселят, у них все кельи заняты», «а если завхозу не понравитесь...» и т.п. Мрачные прогнозы не оправдались – келью им выделили, был душ и баня раз в неделю, была частная продуктовая лавка… Были и неожиданные чудеса – свежие мидии и икра морских ежей, полный огород помидоров и винограда, а еще возможность наблюдать за работой иконописца, слушать духовные стихи, беседовать со старообрядческим священником. Но все равно к местным особенностям приноравливаться было сложно. Повышенная влажность создает трудности даже для людей (ночами промозгло и под ватным одеялом), а для архива и библиотеки старопечатных книг – это просто смерть. Все две недели старались максимально замедлить, протирая зараженные плесневыми грибами книги дезинфицирующим раствором и просушивая. Для архивной работы в первый день нам вынесли примерно кубометр материалов, часть которых, в основном письма, была подшита в канцелярские папки (все скобы и скрепки покрыты ржавчиной), другая часть состояла из слабо систематизированных и просто перепутанных документов вперемежку с газетами, вырезками, фотографиями. Рассортировав до сумерек несколько коробок, мы с коллегой решили, что за две недели успеем разобрать весь этот архив. Однако второй кубометр документов нам вынесли на третий день наших трудов, третий появился за два дня до отъезда, а остальные все привозили, и привозили каждым новым сентябрем к очередному этапу нашей работы. На сегодня весь архивный материал, оказавшийся в нашем поле зрения рассортирован по фондам, включающим как руководящие и распорядительные документы митрополии, материалы местных съездов и собраний, историю общин, издательские проекты, включая обширный фонд газеты «Русь православная» и переписку к нему, личные фонды отдельных представителей местного клира.
По нашим с коллегами-архивистами подсчетам, на полную архивную обработку документов с учетом объема фондов и наших возможностей нам необходимо еще 33 года. А значит, нам предстоит жить долго, трудно и интересно».


Отзыв Е.М. Сморгуновой о выставке П.Г. Варунина «Современный старообрядческий лубок»
Два дня мы пробыли в городе Боровске как в совершенно другом мире.
Светило солнце, облака плыли по небу и отражались в пруду. Город был чисто выметен, а листья на деревьях словно вымыты. В городе живет художник, который рисует на стенах домов, и Вы, проходя по улицам, будто идёте в двойном мире – вот дом, каменный, с деревянным вторым этажом, с резьбой на оконных наличниках и воротах, а на боковой стене - воспроизведена старая фотография трех поколений семейства, жившего в этом доме. Как и полагается, композиция ателье – дамы сидят на стульях, мужчины стоят сзади, все в нарядных одеждах. Проходя мимо дома и рассматривая рисунок на стене, вы немного побывали в нем внутри, в этой уже давней жизни, среди благородных, уже ушедших людей, а вот, немного они остались для вас и нас – на стене своего дома.
Открытая к «Круглому столу по истории старообрядчества» выставка, на которую мы и приехали из Москвы – показывает «Современный старообрядческий лубок» - это авторские лубочные картинки эстонского художника Павла Григорьевича Варунина, председателя Союза старообрядческих общин Эстонии, председателя Центра культуры староверов Эстонии, а он еще и резчик по дереву и издатель книг по староверию. Яркие, красочные картинки, с броскими и порой едкими надписями, развешаны в двух комнатах дома имени Д.Жукова, они стоят на пианино, и на камине, занимая все видимое пространство. От них светлее вокруг. Почти на всех лубках с поучительными надписями одна из фигур - милый, добрый старик с рыжей бородой: - это ведь наш горячо любимый и организатор всех конференций и Музея старообрядчества – Виктор Иванович Осипов, только у него к светло-голубым глазам голова и борода – серебряные.
И только жаль, что не приехал в Боровск на Выставку жданный Саша Пригарин.
А в последний день нам показали внука Виктора Ивановича – дочка его Анночка привела своего полуторагодовалого Ванечку, в белой рубашке с галстучком - еще через 10 лет он станет чтецом, а спустя еще десять – прекрасным наставником, как его отец и дед – в чудесном древнем Боровске. Впрочем, как захочет.
И да живет Староверие!
Елена Сморгунова, Москва.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВКИ И КРУГЛОГО СТОЛА



Дорогая Елена Михайловна!

Музей истории и культуры старообрядчества (г. Боровск) поздравляет Вас с 80-летним юбилеем. Нас с вами связывает многолетняя дружба. Вы – постоянный участник международных конференций «Старообрядчество: история, культура, современность», которые проводит музей, печатаетесь в музейных сборниках и материалах конференции.
Мы надеемся на продолжение этого сотрудничества и ждём Ваших новых работ по старообрядчеству. Ваше присутствие для нас – большая радость и большая поддержка.
Желаем Вам, чтобы вдохновение и успех были верными спутниками во всех Ваших начинаниях, а здоровье и благополучие – в ежедневной жизни. Пусть каждое мгновение жизни дарит Вам радость, улыбайтесь и неизменно верьте в себя!
С уважением, директор В.И. Осипов
23 апреля 2017 г.