Главная

28 июня 2016 Семинар «Калужское старообрядчество: история, культура, современность»

        

1. На сайте Музея старообрядчество - http://oldbelivers.com/content.php?page=uhkrnsrs_rus&id=3&sid=1

2. В местных теленовостях - https://youtu.be/bSIYgFi2wd0

3. Одиноков Д. О Морозовой и не только... // Боровские известия. №89-90. 2016. С.5.

В Боровске состоялся международный семинар, посвящённый некоторым аспектам истории старообрядчества, инициатором которого стал краевед, председатель боровского отделения Русского географического общества Виктор Осипов. В Боровск приехали представители разных регионов России и ближнего зарубежья. Все с интересными докладами, некоторые с любопытными открытиями.

Главная часть программы прошла в Культурном центре имени Дмитрия Жукова. Пришедшие сюда боровчане получили возможность познакомиться с очень интересными людьми, узнать много нового из истории старообрядчества. Взять, к примеру, Алексея Устинова. Кандидат филологических наук занимается изучением русской литературы XIX века. Специализация – исторический романтизм. Исследуя историю старообрядчества в художественной литературе, Алексей Валерьевич уделил много внимания творчеству Даниила Мордовцева, в частности его роману «Великий раскол». В своём докладе Устинов рассказал, как трагически Мордовцев прочувствовал обстановку, которая привела к убийству царя Александра Второго.

«Герои этого романа не биографически походили на известных людей XIX века, а именно типологически. Мордовцев так прочувствовал ту обстановку, что написал роман о событиях XVII века так, как будто это происходило с его современниками. Это произведение было воспринято с огромным интересом, и считается одним из самых ярких литературных созданий XIX века».

В Боровске Устинов не первый раз. Он очень интересуется судьбой боярыни Морозовой. В течение года планирует закончить работу над книгой «Образ боярыни Морозовой в русской культуре».

«С одной стороны, не очень много данных, рассказывающих о жизни Морозовой, – говорит Устинов. – С другой стороны, за прошедшие века образ этой женщины в русской культуре сильно изменялся. Кому-то она представлялась как полубезумная фанатичка, жаждущая мести за преследования. Вот и на картине Сурикова Феодосия Прокопьевна символизирует борьбу против властей и окружающей обстановки. Героиня возвеличивает дерзновенный подвиг, в нём нет спасения собственной души, заботы о сохранении веры.

С течением времени общество переосмыслило и образ Морозовой, и взгляд на старообрядчество вообще. В этом плане важным событием стал выход на экраны фильма Николая Досталя «Раскол», где роль боярыни Морозовой блистательно сыграла Юлия Мельникова. И актрисе, и режиссёру удалось найти уникальную трактовку этого образа. Морозова представлена женщиной очень человечной, культурной, образованной. Её вера основана не на фанатизме, а на знании предмета. Она прекрасно понимала, к чему ведут потревоженные основы вероисповедания».

По словам Виктора Осипова, это мероприятие было запланировано давно:

«Мы с моими друзьями из архивного отдела митрополии русской православной старообрядческой церкви решили провести цикл лекций по истории старообрядчества Калужского края. Первое собрание прошло в Калуге. Следующим пунктом стал Боровск».

Среди участников семинара были и другие интересные персоны. Автор книги «Калужское старообрядчество», кандидат филологических наук Виктор Боченков.

Валерий Волков, выступивший с обзором литературы, изданной русской православной старообрядческой церковью за последние годы.

Естественно, немало интересного об истории боровского старообрядчества рассказал Виктор Осипов. Он напомнил, насколько привлекательным был музей истории и культуры старообрядчеств, который существовал на территории Пафнутьев-Боровского монастыря.

На следующий день участники семинара посетили Школу мастеров и другие боровские достопримечательности.

Дмитрий ОДИНОКОВ