Объявления

28 октября 2020 г. Москва. Международная научно-практическая конференция Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза: «русский мир» перед лицом современных вызовов (к 400-летию протопопа Аввакума)


22 Октября 2020 Четверг 06:13:30 |by Виктор| прочтено 606 | Последний 26.09.2021 15:40:09

- 28 октября 2020 г. Москва. Международная научно-практическая конференция Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза: «русский мир» перед лицом современных вызовов (к 400-летию протопопа Аввакума) Программа(СМОТРЕТЬ-СКАЧАТЬ)

(Ссылки на запись конференции на аккаунте ИЕ РАН в Ютубе
Часть 1: https://youtu.be/bNaRrx-VlRE
Часть 2: https://youtu.be/4iUVch9jPnI
Часть 3: https://youtu.be/stSivrPgd1U
Часть 4: https://youtu.be/HtkI-MgMozw )

Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов

Международная научно-практическая конференция


Старообрядческие общины постсоветского пространства и Европейского Союза:
«русский мир» перед лицом современных вызовов
(к 400-летию протопопа Аввакума)

Место проведения: Институт Европы РАН
Дата: 28.10.2020
Начало конференции: 11.00

Цель конференции:
В 2020 г. исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума – крупнейшего представителя отечественной общественно-политической мысли, писателя, идеолога старообрядчества. Значимость этой личности не только в истории его жизни, страданий, борьбы за своё понимание судеб Отечества и упорстве его последователей, но и в том, что старообрядчество, вышедшее из недр раскола русской церкви ХVII в., существует поныне, активно развивается, взаимодействует с властью, государством и обществом. Ещё в ХVII в. последователи протопопа Аввакума ставили вопросы о путях развития России в мире, возможности и условиях её лидерства, об отношениях между властью и обществом, религией и властью, правом на свободу вероисповедания, свободу совести и убеждений. Все эти вопросы продолжают оставаться актуальными и сегодня. Отлучение последователей старой веры от церкви, их преследования со стороны государства привели к их массовой миграции как внутри страны, так и за её пределы. Эти гонения, то усиливаясь, то ослабляясь, продолжались более трёхсот лет и привели к появлению старообрядческих общин далеко за пределами их исторической Родины. Сегодня старообрядчество – крупнейшая русская религиозная диаспора, общины старообрядцев разных согласий, большие и малые, есть в Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке. Все они соотносят себя с исторической Родиной – Россией. Всеми силами сохраняют родной язык, вероисповедные, хозяйственные и бытовые традиции.
Во всех постсоветских странах и странах Евросоюза, где есть старообрядческое религиозное меньшинство, складываются разные модели их отношений с органами государственной власти, межобщинные и межцерковные отношения. У старообрядческих общин ближнего и дальнего зарубежья в целом устойчивая симпатия к исторической родине России, но, во многом, разные ожидания в отношении поддержки русскоязычных диаспор и русской культуры за рубежом. Последние десятилетия Правительство РФ активно поддерживает многие старообрядческие историко-культурные центры, выделяя средства на их восстановление и реставрацию. Принят ряд решений о переселении зарубежных старообрядцев на родину, существует грантовая государственная поддержка многих культурных и социальных инициатив старообрядческого сообщества. В целом можно сказать, что современное старообрядчество в России, ближнем и дальнем зарубежье находится в сложном поиске самоопределения себя в современности. В основе этого самоопределения – сохранение своей религиозной и социокультурной идентичности. Поэтому цель Международной научно-практической конференции – обсудить взаимоотношения современного старообрядчества с новым глобальным миропорядком, государствами, гражданами которых они являются, систему общественно-политических и культурных связей с исторической родиной Россией, взаимодействие старообрядческих общих всего мира между собой, возникающие проблемы государственно-конфессиональных отношений и особенности их регулирования на уровне конкретных стран.
К участию в конференции приглашаются учёные, специалисты в области государственно-конфессиональных отношений, представители старообрядческих общин. Мы надеемся на живое обсуждение жизни современных старообрядцев России, ближнего и дальнего зарубежья.

Основные докладчики (20 минут):
Модератор – Ольга Константиновна Шиманская
1. Роман Николаевич Лункин – д.полит.н., заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества, главный редактор журнала «Современная Европа» (Москва)
Современное старообрядчество как вызов православию
2. Александр Анатольевич Пригарин – д.и.н., проф., Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Украина).
Старообрядцы Украины и «русская идентичность» в условиях актуальных вызовов: послесловие одного переименования»
3. Екатерина Анастасова – доц., д-р, Институт этнологии и фольклористики с Этнографическим музеем Болгарской академии наук, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Болгария). Староверы Болгарии: динамика развития религиозной культуры (1990–2020)
4. Михаил Олегович Шахов – д.филос.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель фонда «Правда Русская» (Москва)
Свободное выступление
5. Наталья Викторовна Литвина – зав. межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).
Современные старообрядческие архивы: проблемы и задачи
6. Ольга Геннадьевна Ровнова – к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка РАН, председатель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).
Программа переселения соотечественников в Россию и старообрядцы Латинской Америки
7. Наталья Сергеевна Душакова – к.и.н., старший научный сотрудник РАНХиГС, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).
Интернет как (не)нейтральная платформа: обсуждение новых норм и практик формирования старообрядческого онлайн-пространства
8. Ольга Константиновна Шиманская – к.филос.н., доц., старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, научный редактор журнала «Современная Европа» (Москва).

Старообрядцы в условиях пандемии коронавируса 2020 г.
Старообрядчество стран Балтии и Республики Беларусь
(выступление 10 минут)

Модератор – Наталья Викторовна Литвина
9. Павел Григорьевич Варунин – председатель Союза старообрядческих общин Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Эстония).
Современное состояние старообрядчества в Эстонии
10. Пётр Петрович Алексеев – директор Института старообрядчества им. И.Н. Заволоко (Латвия).
Современное состояние старообрядчества в Латвии
11. Надежда Морозова – PhD, ведущий научный сотрудник, Институт литовского языка (Литва).
Современное состояние исследований староверия стран Балтии
12. Алексей Александрович Безгодов – председатель Новгородской старообрядческой общины ДПЦ, заместитель председателя Российского Совета ДПЦ (Великий Новгород). Современное старообрядчество Белоруссии»
13. Алёна Александровна Стороженко – к.и.н., проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета (Кызыл). Переселение староверов из Прибалтики в Сибирь в конце XIX – начале ХХ вв.
14. Роман Александрович Майоров – к.и.н., сотрудник Государственного исторического музея, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).
Старообрядцы-поповцы стран Балтии

Старообрядчество Республики Молдова выступление 10 минут)
Модератор – Наталья Викторовна Литвина

15. о. Андрей Вознюк – благочинный Кишинёвской и всея Молдавии епархии РПСЦ и старообрядческой общины Покрова Пресвятой Богородицы г. Кишинёва (Республика Молдова).
Современная ситуация в старообрядческих приходах Молдовы
16. о. Андрей Костромин – настоятель старообрядческого прихода РПСЦ г. Бендеры (Республика Молдова); Ксения Николаевна Костромина – руководитель воскресной школы старообрядческой общины РПСЦ г. Бендеры (Республика Молдова).
Зарубежные духовные чада приднестровского старообрядческого священника
17. Наталья Васильевна Абакумова-Забунова – к.и.н. (Республика Молдова).
Презентация монографии «Кунича древлеправославная», посвященной истории старейшего старообрядческого села Молдавии
18. Пётр Артёмович Донцов – председатель Координационного совета российских соотечественников в Республике Молдова, начальник управления межнациональных отношений и европейской интеграции Бюро межэтнических отношений Республики Молдова (Республика Молдова)
Взаимодействие старообрядческих общин Молдовы с властью разного уровня

Миграции старообрядцев (выступление 10 минут)
Модератор – Ольга Геннадьевна Ровнова
19. Александр Валерьевич Костров – д.и.н., проф. Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Иркутск).
Современная миграция старообрядцев из Казахстана на территорию Прибайкалья
20. Елена Сергеевна Данилко – д.и.н., профессор РАН, зав. Центром визуальной антропологии Института этнографии и антропологии РАН, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Москва).
Старообрядцы из Казахстана и Средней Азии в юго-восточных областях России
21. Илья Андреевич Мельников – к.культурологии, старший научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (Великий Новгород).
Современное состояние старообрядчества в Киргизии
22. Оксана Петровна Федирко – д.и.н., проф., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН (Владивосток).

Медиатизация образа старообрядческих групп переселенцев из-за рубежа на современном российском Дальнем Востоке.
Юбилейные мероприятия к 400-летию протопопа Аввакума
(выступление 10 минут)

Модератор - Ольга Геннадьевна Ровнова
23. Виктор Иванович Осипов – директор Музея истории и культуры старообрядчества, секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Боровск).
Мероприятия, проведённые Музеем истории и культуры старообрядчества (г. Боровск) в 2020 г.: помощь международного научного сообщества в изучении современного старообрядчества (к 400-летию протопопа Аввакума)

Дискуссия, участники:
1. Екатерина Людке – PhD, доц., Трирский университет, отделение славистики (Германия)
2. Ежи Остапчук – PhD, проф., декан богословского факультета Христианской теологической академии в Варшаве (Польша)
3. Хидэаки Сакамото – PhD, председатель Общества исследователей старообрядчества Японии, Университет Тэнри, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Япония)
4. Цутому Цукада – секретарь Общества исследователей старообрядчества Японии, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов (Япония)
5. о. Сергий Краснопёров – наставник Каунасской старообрядческой общины ДПЦ (Литва)
6. Иван Пряхин – исследователь старообрядчества (Австрия)
7. Светлана Валерьевна Бураева – д.и.н., в.н.с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ)
8. Кирилл Яковлевич Кожурин – к.филос.н., доц. РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
9. Денис Сергеевич Ермолин – к.и.н., учёный секретарь Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), председатель старообрядческой общины ДПЦ д. Лампово (Санкт-Петербург)
10. Николай Витальевич Шабуров – к.культурологии, проф., директор учебно-научного Центра изучения религий РГГУ (Москва)
11. Людмила Геннадьевна Жукова – к.культурологии, проф., учебно-научный Центр изучения религий РГГУ (Москва)