Библиотека

Поступления 2017 г., 2016 г.

        Наша библиотека пополняется книгами благодаря вашей помощи.

СПАСИ ХРИСТОС!

Поступления в 2017 г.

- Семененко-Басин И.В. Прославление святых в старообрядческой Церкви в первой четверти XX в. // Старообрядчество в России (XVII – XX века) / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2010. Вып. 4. С. 159 – 182. (Скачать)

Михайлов С.С. Старообрядческий Никольский храм в селении Устьяново. К 100-тию предполагаемого освящения (1917-2017). Владимир, 2016. – 52 с. (Сачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. Предыстория возникновения старообрядческого прихода в Устьяново

Глава 2. История старообрядческого храма-моленной в устьяново в XIX – начале XX вв.

Глава 3. Никольский старообрядческий храм в Устьяново и его приход в первой трети ХХ столетия

Глава 4. История Устьяновского старообрядческого прихода в 1940-х – 2000-х годах

Примечания



Поступления в 2016 г.

Варунин П.Г., Морозова Н.А. Родное слово детей староверов Эстонии. Тарту, 2010 (Скачать)

Каменева Е. А. Петербургские старообрядцы в XVIII - первой половине XIX века. -СПб. : «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. -288 с.

Раскол русской церкви в XVII в. стал одним из судьбоносных событий в истории нашей страны. Изменение роли церкви в борьбе с расколом на протяжении столетий помогает проследить эволюцию взаимоотношений церкви и государства. В XVIII в. в борьбе с расколом власти в первую очередь опирались на церковь, в XIX в. - на государственный аппарат. Такая перемена связана с утратой церковью остатков независимости от государства во взаимоотношениях с прихожанами к концу рассматриваемого периода. Жизнь и деятельность старообрядцев в Петербурге показывают, что изменение методов воздействия на сторонников старой веры не помогло центральной власти достигнуть главной цели борьбы с расколом - присоединения старообрядцев к Русской Церкви. Представляется, что основная причина неудачи - недостижимость цели, так как искоренить идеи невозможно, можно только свести к минимуму их распространение. Поменять же цель в условиях наличия государственной религии власти не могли, даже если понимали ее неосуществимость. Следствием такого положения являлось принятие законов, направленных на возвращение старообрядцев в лоно церкви. Результат исполнения этих законов, как показывает пример Санкт-Петербурга, был далек от ожидаемого, хотя на его достижение тратилось много средств, что говорит о невысокой эффективности законодательства, направленного на регулирование правоотношений со старообрядцами.

Содержание

Т.Г. Фруменкова. Предисловие

Введение

Глава I. Идеология раскола

Глава II. Власти и раскол

Глава III. Правовое положение и численность старообрядцев

в Петербурге

Глава IV, Беспоповское согласие Петербурга

1. Поморы

2. Федосеевцы

3. Филипповцы

4. Рябиновцы

5. Аристовцы

6. Новожены

Глава V. Поповское согласие Петербурга

Глава VI. Единоверие в Санкт-Петербурге

Глава VII. Петербургские староверы и духовенство Русской Церкви. Итоги борьбы с расколом

Список сокращений

Именной указатель. Литература и источники.

Устинов А. В. «Великий раскол» Даниила Мордовцева : история и современность. — М.: Летний сад, 2016. — 252, [4] с.: ил.

Монография посвящена роману Д. Л. Мордовцева (1830-1905) «Великий раскол». Особое внимание уделено раскрытию социально-политической проблематики, характерной для пореформенной России 1860-1880-х гг., корни которой Мордовцев справедливо усматривал в событиях эпохи Раскола русской церкви XVII века. Издание предназначено как для специалистов-филологов, так и для любителей русской литературы и истории.

Монография основана на диссертации на соискание степени кандидата филологических наук (специальность 10.01.01. - русская литература) «Роман Д. Л. Мордовцева "Великий раскол" в контексте русского исторического романа XIX века», успешно защищенной А. В. Устиновым в Ивановском государственном университете (г. Иваново) 25.12.2015 г. Научный руководитель~ доктор филологических наук, профессор Ю. В. Лебедев (Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова).

Содержание

Введение

Глава 1. «Обычный» и «исторический» герои русского исторического романа XIX века

§ 1.1. Становление и развитие русского исторического романа XIX века

§ 1.2 «Обычный человек» как герой русского исторического романа 1830-1840-х гг.

1.3. «Исторический человек» в историческом романе 1860-1880-х гг.

Глава 2. Роман «Великий раскол»: история и современность

§ 2.1. Художественный мир Д.Л. Мордовцева

§ 2.2 История создания романа «Великий раскол» и его современное звучание

§ 2.3. Русское старообрядчество в романе Мордовцева

Глава 3. Художественность романа «Великий раскол

§ 3.1 Художественное своеобразие романа «Великий раскол»

§ 3.2 Образы протопопа Аввакума и патриарха Никона

§ 3.3 Образы боярыни Морозовой и царевны Софьи

Заключение

Условные обозначения

Список использованных источников и литературы

Сочинения Д.Л. Мордовцева

Источники

Научная и критическая литература

Словари, справочники, энциклопедии

Архивные материалы

Иллюстрации

Именной указатель

От автора



Михайлов С.С. Староверие Егорьевского края. Старообрядческие общества Егорьевского уезда Рязанской губернии в XIX–XX вв. М..2013(Скачать 7,1 Мгб)



Панченко А.М. О русской истории и культуре. Спб., 2000(Скачать)

О книге А. М. Панченко. Я. Скатов

О РУССКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

В КАНУН ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Глава первая. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

Глава вторая. ИСТОРИЯ И ВЕЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Глава третья. НА ПУТИ К СЕКУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава четвертая. КУЛЬТУРА КАК СОСТЯЗАНИЕ

О ТОПИКЕ КУЛЬТУРЫ (вместо заключения)

О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РАННИЙ ПУШКИН И РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

РУССКИЙ ПОЭТ, ИЛИ МИРСКАЯ СВЯТОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ДУШИ...

КРАСОТА ПРАВОСЛАВИЯ И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ЮРОДИВЫЕ НА РУСИ

СКОМОРОХИ И «РЕФОРМА ВЕСЕЛЬЯ» ПЕТРА I

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА - СИМВОЛ И ЛИЧНОСТЬ

ПЕТР I И ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

ЛЕСКОВСКИЙ ЛЕВША КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

МИФОЛОГЕМЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ФЛАГЕЛЛАНТСТВО

«ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ МИФ

ОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

Библиографическая справка

Принятые сокращения

Именной указатель



Филатов Н. На родине огнепального Аввакума. Н.Новгород, 1991.



Мещёра-край 2015: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С. С. Михайлов; Независимая ассоциация исследователей Западной Мещёры «Гуслицкий перекресток». – М., 2015. – 222 с., илл.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.(Скачать)

Раздел СТАРОВЕРИЕ МЕЩЁРЫ

Михайлов С.С. Из истории старообрядческого храма-моленной в селении Язвищи Покровского уезда Владимирской губернии

Ершов А.П. История единоверческого храма в Радилове

Ершов А.П. Участники первой мировой войны – члены старообрядческих церковных общин Владимирской губернии в 1923 г. (на материалах ГАВО. Ф. Р-307. Оп. 2)

Анкундинов А.И. Церковный раскол и состояние старообрядчествав Гороховецком уезде Владимирской губернии в XVII - нач.XX вв.

Трусов В. Из рукописи французского шпиона об иконописцах

Михайлов С.С. Новая книга об истории церкви



Мещёра-край: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов; Независимая ассоц. исследователей Зап. Мещёры «Гуслицкий перекрёсток». М.: Рус. деревня; АИРО-XXI, 2012. Вып. 2. 214 с.: ил. (Скачать)

Статьи альманаха касаются вопросов истории и традиционной культуры одного из малоизученных и загадочных уголков Центральной России. Специально выделены материалы, посвященные мещёрскому староверию. Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции.

Раздел

СТАРОВЕРИЕ МЕЩЁРЫ

С.С. Михайлов. Из истории старообрядческой молельни в гжельском селении Кузяево

А.В. Соколов. Старообрядцы деревни Смолево и Костино: о «заимствовании» фамилий

А.В. Соколов. Старообрядцы деревни Костино: потребность в перемене мест

В.А. Трусов. Пребывание иконописца Сергея Довольных в Екатеринбурге



Мещёра-край: Альманах по истории и культуре Мещёрского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов; Независимая ассоц. исследователей Зап. Мещёры «Гуслиц. перекрёсток». М.: Рус. деревня; АИРОXXI, 2013. Вып. 3. 320 с.: ил.(Скачать)

Очередной выпуск альманаха по истории и традиционной культуре Мещёры – малоизученного края на стыке Московской, Рязанской и Владимирской областей. В альманахе опубликованы материалы, относящиеся к этнографии, языкознанию, генеалогии, повседневной и устной истории, а также воспоминания о замечательных людях и событиях. Пять статей, посвящённых мещёрскому староверию, традиционно выделены в специальный раздел.

СТАРОВЕРИЕ МЕЩЁРЫ

С.С. Михайлов. Старообрядческий храм во имя Святителя Николы Чудотворца в селении Устьянове

А.И. Шатохин. Старообрядческий епископ Владимирский и Иваново-Вознесенский Каллист

В.А. Соколов. Масловы и другие старообрядческие фамилии деревни Кузяево

В.А. Соколов. Старообрядцы деревни Корнево

В.А. Трусов. Иконописцы Курковы, они же Панковы



Мещѐра-край 2014: Альманах по истории и культуре Мещѐрского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов; Независимая ассоц. исследователей Зап. Мещѐры «Гуслиц. перекрѐсток». Вып.4. М, 2014. 296 с.: ил.(Скачать)

СТАРОВЕРИЕ МЕЩЁРЫ

В.А. Трусов. Из жизни иконописцев Петра и Артемия Курковых в Екатеринбурге

С.С. Михайлов. Центры гуслицкой росписы: возможная роль старообрядческих монастырей

В.А. Соколов. Старообрядческие места: от деревни Барская до платформы «Подосинки»

В.А. Соколов. Старообрядческое Лопаково

А.Л. Ершов. О судьбе старообрядческого храма из д. Рогово Судогодского района Владимирской области

А.Л. Ершов. О закрытии старообрядческого молитвенного дома в д. Соколово Судогодского района Владимирской области в 1938 г.

А.Л. Ершов. О закрытии старообрядческого храма в д. Тереховицы Муромского района

А.Л. Ершов. О закрытии старообрядческого храма в д. Коняево.

А.Л. Ершов. О закрытии старообрядческого молитвенного дома в д. Тимошино Меленковского района Владимирской области в 1935–1937 гг.



Михайлов С.С. Погост Рудня в XIX–XX столетиях: История гуслицкого православного прихода. М., 2014. 192 с.: ил. (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.

ГЛАВА I. Из ранней истории Погоста Рудня

ГЛАВА II. История Погоста Рудни в XIX – начале XX вв.

1. Храмы

2. Духовенство и другие члены церковного причта

3. Приход погоста Рудни

4. Молитвенные здания и приходы, образовавшиеся из Рудневского прихода Старообрядческие

Рудня-Никитское (поморцы)

Степановка (неокружники, поморцы -?, мокеевцы-?)

Богородское (окружники, мокеевцы-?)

Мисцево (неокружники, окружники, поморцы)

Петрушино (окружники, лужканы)

Понарино (неокружники)

Селиваниха (вначале – неокружники, затем – окружники)

Титово (неокружники)

Дорхово (Дорохово) (неокружники)

Авсюнино (неокружники, окружники, лужканы-?)

Заполицы (окружники, неокружники)

Мальково (окружники)

Равенская (окружники)

Единоверческие Деревня Мальково. Церковь Рождества Богородицы

Деревня Авсюнино. Церковь Св. Петра Митрополита

Старообрядческие иноческие кельи возле деревни Мисцево

5. Экономическая история Погоста Рудни (1863 г. – нач. ХХ в.)

ГЛАВА III. История Рудневского прихода в ХХ столетии



Михайлов С.С. Таинственная местность «Туглицы» и хмель в Егорьевском уезде. Владимир, 2016. – 36 с. (Сачать)

Михайлов С.С. История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей. Коломна, 2013. – 208 с.: ил. (Скачать)

Книга включает исследования и материалы по истории и культурному наследию старообрядчества г. Коломна и его окрестностей. В предисловии дано краткое повествование событий, начиная с Крещения Руси до наших дней. Особенное место уделяется биографии одного из ревнителей древнего благочестия епископа Павла Коломенского – единственного из иерархов, открыто выступившего против политики патриарха Никона. Основная тема книги – первая серьезная попытка рассмотрения истории Коломенского старообрядчества XIX–XX вв. Материал основан на архивных данных, заметках из дореволюционной старообрядческой периодики и на рассказах старожилов. Представлено множество иллюстраций, немалая часть которых публикуется впервые. Книга предназначена для историков, краеведов и всех интересующихся историей и культурой старообрядчества.

Горбунов Ю.Е., Херсонский Б.Г. Липованская икона. Одесса, 2000. - 124 с: ил. С.1-60 (Скачать) / С.61-123 (Скачать)

Несмотря на возрастающий интерес к поздней иконописи, в том числе и к искусству старообрядцев, настоящее исследование по сути является первой попыткой систематизированного подхода к сложному и многогранному феномену "липованской иконы". Наряду с анализом произведений, находящихся в коллекциях Одесского художественного музея, Музея личных коллекций имени А. Блещунова, авторы широко используют произведения из частных собраний коллекционеров, домовых собраний старообрядцев, а также иконы "липованских" писем из православных и старообрядческих храмов Одессы и Одесской области.